ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Задача 66829
Темы:    [ Индукция (прочее) ]
[ Взвешивания ]
Сложность: 4
Классы: 8,9,10,11
В корзину
Прислать комментарий

Условие

Есть 100 внешне неразличимых монет трёх типов: золотые, серебряные и медные (каждый тип встречается хотя бы раз). Известно, что золотые весят по 3 г, серебряные – по 2 г, медные – по 1 г.
Как на чашечных весах без гирек определить тип у всех монет не более чем за 101 взвешивание?


Решение

Автор: Рябичев А.

  Хватит даже 100 взвешиваний.

  Лемма 1. Пусть есть $k$ монет, среди которых все три типа представлены, причём про пару монет  $(A, a)$,  уже известно, что  $A > a$.  Тогда можно определить, какая из $k$ монет какого типа, за  $k - 1$  взвешивание.
  Доказательство. Индукция. База. Если монет три, сравнив оставшуюся монету с $A$ и с $a$, мы упорядочим их по весу.
  Шаг индукции. Сравним какие-нибудь две монеты, кроме $A$ и $a$. Если они равны, то одну можно отбросить (запомнив, с какой она совпадает по весу), и воспользоваться предположением индукции для  $k - 1$  монеты. Если они не равны, скажем, что получилась пара  $B > b$.  Теперь сравним  $A + a$  и  $B + b$.  Если веса равны, то  $A = B$  и  $a = b$,  так что можно выкинуть $B$ и $b$ (запомнив, что они совпадают по весу с $A$ и $a$), и воспользоваться предположением индукции для  $k - 2$  монет.
  Пусть веса пар различны, для определённости,  $A + a > B + b$.  Заметим, что тогда обязательно  $A$ = 3  и  $b$ = 1.  Монеты в паре  ($B, a$)  имеют либо веса  (2, 1),  либо  (2, 2),  либо  (3, 2).  Итак, сравнив  $A + b$  с  $B + a$,  мы однозначно восстановим веса всех четырёх монет. Среди них есть монета веса 2, будем сравнивать с ней все остальные монеты, на что уйдут оставшиеся  $k - 4$  взвешивания.

  Лемма 2. Если есть $k$ монет, среди которых все три типа представлены, то можно определить, какая монета какого типа, за k взвешиваний.
  Доказательство. Индукция. База. Если монет три, то, сравнив каждую с каждой, мы упорядочим их по весу.
  Шаг индукции. Сравним какие-нибудь две монеты. Если они равны, то одну можно отбросить (запомнив, с какой она совпадает по весу) и перейти к случаю  $k - 1$  монеты, среди которых все типы представлены.
  Если они не равны, скажем, что образовалась пара  $A > a$ и воспользуемся леммой 1.

Замечания

1. В решении использовано только то, что сумма весов двух серебряных монет равна сумме весов медной и золотой; тот факт, что серебряная монета вдвое тяжелее медной, не важен.

2. Баллы: 8-9 кл. – 7, 10-11 кл. – 6.

Источники и прецеденты использования

олимпиада
Название Турнир городов
номер/год
Номер 41
Год 2019/20
вариант
Вариант осенний тур, сложный вариант, 8-9 класс
задача
Номер 3
олимпиада
Название Турнир городов
номер/год
Номер 41
Год 2019/20
вариант
Вариант осенний тур, сложный вариант, 10-11 класс
задача
Номер 3

© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .