ЗАДАЧИ
problems.ru
О проекте | Об авторах | Справочник
Каталог по темам | по источникам |
К задаче N

Проект МЦНМО
при участии
школы 57
Фильтр
Сложность с по   Класс с по  
Задачи

Страница: 1 [Всего задач: 5]      



Задача 73626  (#М91)

Темы:   [ Теория игр (прочее) ]
[ Геометрия на клетчатой бумаге ]
Сложность: 6
Классы: 7,8,9

Автор: Савин А.П.

Двое играют в «крестики–нолики» на бесконечном листе клетчатой бумаги. Начинающий ставит крестик в любую клетку. Каждым следующим своим ходом он должен ставить крестик в свободную клетку, соседнюю с одной из клеток, где уже стоит крестик; соседней с данной клеткой считаем любую, имеющую с ней общую сторону или общую вершину. Второй играющий каждым своим ходом может ставить сразу три нолика в любые три свободные клетки (не обязательно рядом друг с другом или с ранее поставленными ноликами). На рисунке изображена одна из позиций, которые могут возникнуть после третьего хода. Докажите, что как бы ни играл первый игрок, второй может его «запереть»: добиться того, чтобы первому было некуда поставить крестик. Исследуйте аналогичные игры, в которых второму разрешено за один ход ставить не три, а два или даже только один нолик. Каков здесь будет результат при правильной игре партнёров: удастся ли ноликам «запереть» крестики (и можно ли оценить сверху число ходов, которые могут «продержаться» крестики) или же крестики могут играть бесконечно долго?

Попробуйте изучить другие варианты этой игры: когда соседними с данной считаем только клетки, имеющие с ней общую сторону; когда плоскость разбита не на квадраты, а на правильные шестиугольники; когда первому разрешено ставить сразу p крестиков, а второму — q ноликов.
Прислать комментарий     Решение


Задача 73627  (#М92)

Темы:   [ Классическая комбинаторика (прочее) ]
[ НОД и НОК. Взаимная простота ]
[ Текстовые задачи (прочее) ]
[ Формула включения-исключения ]
Сложность: 3+
Классы: 7,8,9

Петя собирается все 90 дней каникул провести в деревне и при этом каждый второй день (то есть через день) ходить купаться на озеро, каждый третий – ездить в магазин за продуктами, а каждый пятый день – решать задачи по математике. (В первый день Петя сделал и первое, и второе, и третье и очень устал.) Сколько будет у Пети "приятных" дней, когда нужно будет купаться, но не нужно ни ездить в магазин, ни решать задачи? Сколько "скучных", когда совсем не будет никаких дел?

Прислать комментарий     Решение

Задача 78190  (#М93)

Тема:   [ Арифметика остатков (прочее) ]
Сложность: 4-
Классы: 8,9

Дано n чисел, x1, x2, ..., xn, при этом  xk = ±1.  Доказать, что если  x1x2 + x2x3 + ... + xnx1 = 0,  то n делится на 4.

Прислать комментарий     Решение

Задача 73629  (#М94)

Темы:   [ Многогранные углы ]
[ Средние величины ]
[ Подсчет двумя способами ]
[ Формула Эйлера. Эйлерова характеристика ]
Сложность: 4-
Классы: 10,11

Если в каждой вершине выпуклого многогранника сходятся не менее чем четыре ребра, то хотя бы одна из его граней – треугольник.
Докажите это.

Прислать комментарий     Решение

Задача 53884  (#М95)

Темы:   [ Замечательное свойство трапеции ]
[ Четырехугольники (построения) ]
[ Параллелограмм Вариньона ]
Сложность: 3+
Классы: 8,9

На доске была начерчена трапеция, в ней была проведена средняя линия EF и опущен перпендикуляр OK из точки O пересечения диагоналей на большее основание. Затем трапецию стерли. Как восстановить чертеж по сохранившимся отрезкам EF и OK?

Прислать комментарий     Решение

Страница: 1 [Всего задач: 5]      



© 2004-... МЦНМО (о копирайте)
Пишите нам

Проект осуществляется при поддержке Департамента образования г.Москвы и ФЦП "Кадры" .